Субботняя акция оппозиции на Лубянской площади, запланированная накануне вместо запрещенного властями «Марша свободы», собрала, по оценкам самих участников, от 3 до 7 тысяч человек. Полиция оценивает число собравшихся у Соловецкого камня в 700 человек. Причем, как уточнили в столичном ГУВД, «более 300 из них — представители СМИ и блогеры».
Представители МВД пообещали «во избежание споров о численности предоставить «всем заинтересованным СМИ и общественности фотографии высотной съемки, соответствующие времени сообщения и подтверждающие эти данные». Соответствующее фото действительно было опубликовано, но сделано оно было в 16.00, когда люди уже начали расходиться с площади.
За полчаса до несогласованного митинга на Лубянской площади доступ к Соловецкому камню – именно к нему были намерены прийти лидеры оппозиции – был свободен. Сквер по периметру оцепила полиция, оставив проходы со стороны Политехнического музея и Лубянки. Впрочем, еще за 15 минут до начала акции в сквере у Соловецкого камня было больше журналистов, чем оппозиционных активистов. Полицейские из «Газели» с громкоговорителями объявляли, что акция несогласованная и предлагали всем пройти в метро. Другой активности они не проявляли.
Ближе к 15.00 поток сторонников оппозиции стал увеличиваться и сквер стал заполняться людьми. Многие были с цветами, которые возлагали к памятнику жертвам политических репрессий.
Первым из известных деятелей в сквере появился член Координационного совета (КС) писатель Дмитрий Быков. Его стремительно окружили журналисты, прежде всего с фото- и видеокамерами. Но Быков еще без особых проблем успел дойти до Соловецкого камня, возложить цветы и так же быстро удалился.
В начале четвертого сквер почти полностью был заполнен людьми, перемещаться в нем, особенно в районе Соловецкого камня, стало крайне сложно.
Сторонники оппозиции с цветами с трудом пробивались к памятнику, им навстречу с таким же с трудом продвигались те, уже там побывал. Всего сквер мог вместить максимум 1,5-2 тысячи человек.
В 15.24 ГУ МВД объявило о готовности пресечь акцию «в связи с тем, что граждане отказываются расходиться, а площадь фактически не вмещает такое количество собравшихся, что напрямую угрожает их безопасности».
Оживление вызвало появление координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова, плотно окруженного журналистами. Он дошел до Соловецкого камня, и там традиционно был задержан сотрудниками полиции за участие в несанкционированном мероприятии. Сопротивления Удальцов не оказывал, лишь повторял, что никаких законов не нарушал и проводил на площади одиночный пикет.
Появившийся спустя еще минут десять глава Фонда по борьбе с коррупцией Алексей Навальный задержался на площади подольше, возможно из-за того, что журналистов около него собралось еще больше, чем возле Удальцова. Но и Навального задержали полицейские, как и члена КС от левых сил Алексея Гаскарова.
Еще раньше о своем задержании в Twitter написала телеведущая Ксения Собчак: она якобы даже не успела выйти на Лубянку, ее вместе с оппозиционером Ильей Яшиным взяли в подземном переходе.
Примерно через 20 минут Удальцов, Яшин и Собчак оказались в одном УАЗике. После прогулки по Москве в разных машинах с зарешеченными окнами все видные оппозиционеры встретились в ОВД «Текстильщики». Около 19.00, как сообщили сами активисты в Twitter, их отпустили без оформления протокола.
Впрочем, почти никто из присутствующих в сквере этого не увидел. Часть людей продолжала просто стоять и общаться со знакомыми, кто-то только подходил со стороны Политехнического музея, кто-то шел обратно.
«Какой смысл вот этой акции?» — спросил корреспондент «Газеты.Ru» владельца телеканала «Дождь», члена КС оппозиции Александра Винокурова. «А черт его знает, вроде никакого», — улыбаясь, ответил он, выходя из сквера.
«Вот сейчас походим вокруг, попробуем поискать смысл», — добавил шеф-редактор «Афиши-Рамблер» Юрий Сапрыкин.
Этот смысл, вероятно, пытались найти и собравшиеся вокруг сквера: с разных сторон, больше всего у Политехнического музея, стояли сотни людей, и вообще вокруг сквера собравшихся было не меньше, чем внутри. Ротация на вход и выход из сквера была очень активная, хотя в сквере так ничего и не происходило.
Участники несогласованного митинга обменивались впечатлениями друг с другом, и главной темой их разговоров, помимо морозной погоды, было то, что люди вышли несмотря на отказ мэрии.
«Мы здесь, потому что мы все равно будем выходить на улицу, несмотря на запрет. Даже если будет также холодно», — рассказала корреспонденту «Газеты.Ru» девушка лет 25, представившаяся Ириной и стоявшая с двумя подругами.
Но на вопрос, в чем смысл сегодняшней акции, она ответить не смогла. «Мы пришли, чтобы показать, что не боимся. Вот показали, а теперь пойдем куда-нибудь греться», — ответила она.
Где-то в районе 15.30 поток уходящих из сквера стал превышать число новых участников акции, а к 15.50 место акции стало постепенно пустеть. Полиция не мешала собравшимся, хотя периодически напоминала, что акция не согласована и правильнее будет пройти в метро.
Замерзшие активисты пытались сделать хоть что-нибудь: несколько десятков человек начали водить хоровод у Соловецкого камня и неслаженно скандировать: «Свободу политзаключенным», всем своим видом давая понять, что намерены оставаться в сквере максимально долго.
Политики, среди которых были Дмитрий и Геннадий Гудков, а также Борис Немцов, раздавали интервью. По популярности среди журналистов их даже превосходил участник акции с большим картонным яйцом на голове, пришедший на площадь ближе к 16.00. «Человек-яйцо» уверял журналистов, что просто гуляет.
«Полиция вчера обещала никому особо не мешать, — напомнила оппозиционный активист Мария Баронова, — вот поэтому и практически нет задержаний».
Спустя 15 минут выяснилось, что это не так.
Дождавшись, пока в сквере останется не более 500 человек, среди которых были ожидающие хоть какого-то действия журналисты, полицейские все-таки начали задержания оппозиционеров. По данным волонтерского проекта «Росузник», было задержано более 60 человек. МВД сообщает о 40 задержанных.
«Газета.Ru» вела онлайн репортаж с акции на Лубянской площади.